16 июня 1931 года, 90 лет назад, принято решение о строительстве канала Москва–Волга (ныне – Канал имени Москвы) пленумом ЦКВКП(б).
10 октября 1931 года Совнарком принял «Положение о государственном строительстве по сооружению канала Москва–Волга и Московского порта «Москаналстрой», возложив на последний постройку сооружений, обеспечивающих водоснабжение Москвы, устройство в Москве порта и создание водного пути, соединяющего Москву с Волгой. 27 февраля 1932 года строительство канала было включено в число «ударных объектов» по постановлению Совета труда и обороны при Совнаркоме СССР. 1 июня 1932 года постановлением Совнаркома СССР № 859 была утверждена трасса канала через город Дмитров с предписанием «немедленно приступить к сооружению водного канала Волга–Москва», на что было отведено всего два года, до ноября 1934 года. Наркомату труда СССР было поручено выделить управлению строительства районы для вербовки рабочей силы, а также разрешить использовать на строительстве персональные ресурсы, техперсонал и оборудование, освобождающиеся от работ на Беломорско–Балтийском канале. Начальником строительства был назначен бывший начальник Беломорстроя ОГПУ Л.И. Коган. 15 июня 1932 года было начато строительство. Главным архитектором канала являлся инженер С. Жук. Приказом ОГПУ № 889 от 14 сентября 1932 года был организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ, содержащиеся в котором заключенные работали на строительстве канала. Единовременное количество заключенных на строительстве канала достигало 196 тысяч человек. 4 июня 1934 года И.В. Сталин, в сопровождении членов Политбюро ЦК ВКП (б), посетил 7-й и 8-й шлюзы (на территории села Тушино), Химкинскую плотину и Глубокую выемку. В сентябре 1934 года были завершены работы на 1-м опытном километре канала между Дмитровом и Яхромой. 14 июня 1936 года И.В. Сталин посетил Перервинский шлюз. 17 апреля 1937 года было произведено заполнение водой всей трассы канала Москва–Волга. В 1947 году, в связи с 800-летием Москвы, канал был переименован в честь столицы.
Общая длина канала составляет 128 км. Особенностью Канала имени Москвы, отличающей его от многих каналов мира, является то, что он не самотечный, а «энергетический», так как вода из Волги в водораздельный участок поднимается насосами по пяти ступеням, на которых размещены шлюзы. Начинается канал от Иваньковского водохранилища (близ города Дубны́), где находятся шлюз и Иваньковская ГЭС, соединяется с Москвой-рекой в районе Щукино города Москвы. Первые 74 км канал поднимается по северному склону Клинско-Дмитровской гряды, причем подъем достигает 38 м. В пределах этого участка 5 шлюзов (№ 2–6). Далее канал пересекает волжско-окский водораздел и спускается к реке Москве; длина этого участка – 50 км. На этом участке трасса Канала имени Москвы проходит через ряд водохранилищ (при следовании к Москве – Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и, наконец, Химкинское); 19,5 км длины канала составляет путь по водохранилищам. Основная судоходная трасса канала оканчивается у Северного речного порта и Северного речного вокзала Москвы. На последнем участке (самом коротком, длина 3 км) канал спускается на 36 м к руслу реки Москвы; здесь расположены два шлюза – № 7 и № 8, между которыми канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе). Сброс воды используется для выработки энергии на гидроэлектростанциях. Еще три шлюза – № 9–11 – расположены не на самом канале, а входят в состав гидроузлов ниже по течению Москвы-реки: Карамышевского и Нагатинского (Перервинского).
Канал снабжает Москву водой, служит для обводнения реки Москвы (ежегодно по каналу из Волги поступает 1,5–2 км³ воды), обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области (всего на канале 8 ГЭС), создает кратчайшую водно-транспортную связь Москвы с Верхней Волгой. Благодаря системе каналов (Беломорканал, Волго-Дон) за столицей закрепилось название «порта пяти морей» – Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного. Основной грузовой терминал – Северный речной порт столицы. В советское время по каналу транспортировались строительные материалы, лес, зерно, овощи, нефть, уголь, различный автотранспорт и многое другое. В 1970-х годах были построены пассажирские причалы, к которым могут подойти пассажирские теплоходы любых типов. Специально для канала на заводе Красное Сормово была построена флотилия пассажирских судов дальнего и местного плавания.
В настоящее время Канал имени Москва поставляет чистую воду и служит прекрасным водным путем, благодаря которому столица стала портом пяти морей. Кроме того, канал украсил Подмосковье, а Москва-река стала красивейшей градообразующей осью города.